Петровский гражданский шрифт и его развитие в работах художников шрифта ХХ века
В 2022 году отмечается
Реформы Петра I коснулись всех областей жизни страны, в том числе и книжного дела. В России было широко организовано печатание гражданских, светских книг, которые по технологии печатания, внешнему виду и тиражам сильно отличались от прежней
Работать над гражданским шрифтом Пётр I начал в 1807 году во время военного похода. Условным «тренажёром» стала белорусская азбука, в которую император вписывал свои варианты литер напротив принятого написания.
В постоянной экспозиции Музея книги в разделе, посвящённом шрифту, можно увидеть факсимиле Азбуки 1710 года с правкой Петра I, по которой заметно, как в процессе реформы изменились состав букв и графика шрифта. Книги, напечатанные гражданским шрифтом, представлены в музее на примере экземпляров изданий «Политиколепная Апофеосис...» 1709 года, «Юности честное зерцало» 1717 года, «Книга мирозрения, или Мнение. О небесноземных глобусах, и их украшениях» Христиана Гюйгенса 1724 года.
В основу нового гражданского шрифта легла не только европейская антиква, но и московское рукописное письмо начала XVIII века. Благодаря проведённой реформе к концу правления Петра I изменились переплёт, формат, содержание книг. В издание теперь вставляли множество гравюр, иллюстрирующих фортификационное, военное или строительное дело.
Петровский шрифт развивался и шлифовался художниками на протяжении нескольких веков. Исследуя постоянную экспозицию Музея книги и временную
Одним из ярких представителей художников и графиков шрифта XX века является Галина Андреевна Банникова. Она создала на основе гражданского шрифта XVIII века специальную гарнитуру, которую использовали для печати художественной литературы, книг по искусству. Назвали её в честь автора — Банниковской.
Шрифт можно строить по-разному. Можно, например, взять за основу какой-либо из лучших западных шрифтов эпохи Возрождения. Можно не исходить из исторически сложившихся традиций. Мне казалось, что рисунок нового русского шрифта будет гораздо богаче, гораздо интереснее, если при построении его опираться на лучшие традиции старых русских шрифтов, если изучить особенности их рисунка.
Из статьи Г. А. Банниковой «Шрифт для художественной литературы»
На выставке представлено издание историка шрифта Абрама Григорьевича Шицгала «Репертуар русского гражданского шрифта XVIII века», оформленное Банниковской гарнитурой. И здесь же присутствует оригинал второго варианта оформления книги, предложенного художником Павлом Михайловичем Кузаняном.
Павел Михайлович в своих разработках тоже ориентировался на русскую традицию и петровский шрифт, например при создании знаменитой гарнитуры «Нева». В экспозиции присутствуют оригиналы отрисовки этой гарнитуры.
Ещё один советский график, художник книги и шрифта, каллиграф, труды которого представлены на выставке, — Вадим Владимирович Лазурский. Чтобы создать гарнитуру, получившую его имя, художник также опирался на западноевропейские шрифты эпохи Возрождения и на гражданский шрифт Петра I. Оригиналы его работ хранятся в фонде РГБ: отрисованные буквы, рукописные варианты самых ранних римских капитальных шрифтов и другие.
Ещё одно интересное издание из фонда отдела редких книг, представленных в экспозиции, — это книга «Построение шрифтов» художника и архитектора, графика, живописца Якова Георгиевича Чернихова. Он также в своих разработках брал за основу петровский шрифт, но подошёл к нему со стороны архитектуры. Он вписывал шрифт в специально разработанную сетку, изучал пропорции и перерабатывал некоторые буквы.
Петровский шрифт прошёл очень сложную эволюцию — менялась мода, эстетические каноны, менялись потребности общества и технические возможности. Каждая новая типография создавала свою версию шрифта, шла отработка материала. В основу современных шрифтов ложились западноевропейские и гражданские петровские. Но в советское время вид гарнитур обусловливался также и техническим оборудованием, на котором печатался текст. Так, если в петровское время существовал только один наборный шрифт, то в XX веке нужен был и наборный шрифт для текста, и наборный шрифт для акцидентных работ. Советские художники разрабатывали и те, и другие.
В экспозиции Музея книги можно увидеть как издания из фонда отдела редких книг, так и оригинальную графику художников, проспекты созданных ими новых шрифтов.
Выставка продлится до 30 июня.